На реставрацию главной достопримечательности Беларуси — Мирского замка — потратили сотни тысяч долларов. Замком гордятся местные жители, он популярен у туристов. Говоря о процессе реконструкции-реставрации, специалисты не скрывают: могли сделать гораздо лучше. Пластиковые окна, обилие новодела… О проблемах и достижениях рассказывает журнал «Архитектура и строительство». Среди прочих экспертов свое мнение высказала и доктор искусствоведения, профессор Надежда Высоцкая.

— Реализованная в Мирском замке музейная экспозиция ставит перед специалистами множество вопросов, — считает она. — Главная проблема в том, что заполнение залов случайными предметами и новоделами (копиями, репродукциями, макетами других замков) не создает исторической атмосферы.

В чем причина такой неудачи и неудовлетворенности посетителей, прежде всего художников, историков, искусствоведов?
— Во многих замках Европы вообще нет никаких так называемых экспозиций, а знакомство с ними производит неизгладимое эмоциональное впечатление. Почему? Да потому что сам объект, расположение его в ландшафте, их удивительная взаимосвязь создают ощущение лирики и героизма, характерное для искусства Средних веков и Ренессанса.

На открытии замка наши литовские коллеги говорили: «У нас Трокай НОВЫЙ, а экспонаты в нем настоящие! А у вас все наоборот!». Они очень точно подметили главную ошибку экспозиции — заполнение великолепных залов большим количеством случайных и ненужных вещей, которые стилистически не связаны ни с интерьерами, ни с историей самого замка.

Эксперт отмечает большие проблемы с организацией музейного дела в Беларуси, отсутствие профессионалов, вырождение национальной школы.
— «Костюмчики», «лавочки», «шкафчики», «книжечки», равно как и непропорциональные макеты других замков Беларуси в интерьеры замка вставлять не следует, — говорит Надежда Высоцкая. — Это ведь не школьный музей!

— К сожалению, разработка документации на воссоздание наиболее значимых интерьеров музейной части Мирского замка была поручена ОО «Белорусский комитет ИКОМОС», штатные сотрудники которой никогда не занимались реставрационным проектированием, — пишет «АиС». — Данное обстоятельство в сочетании с грубыми вмешательствами бывшего заказчика в процесс проектирования и его особое покровительства над навязанным генпроектировщику субподрядчиком сыграло роковую роль в формировании окончательного облика объекта.
При реставрации Мирского замка допущены многочисленные ошибки

При реставрации Мирского замка допущены многочисленные ошибки

При реставрации Мирского замка допущены многочисленные ошибки

При реставрации Мирского замка допущены многочисленные ошибки

При реставрации Мирского замка допущены многочисленные ошибки

При реставрации Мирского замка допущены многочисленные ошибки

При реставрации Мирского замка допущены многочисленные ошибки

При реставрации Мирского замка допущены многочисленные ошибки

При реставрации Мирского замка допущены многочисленные ошибки

При реставрации Мирского замка допущены многочисленные ошибки

При реставрации Мирского замка допущены многочисленные ошибки

При реставрации Мирского замка допущены многочисленные ошибки

Источник: Журнал «Архитектура и строительство». Фото: photomemo.ru, nemiga.info, bigpicture.ru

Пока нет комментариев.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля помечены (*).

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>